ДомойКультура и искусствоДо февраля 2025 года петербуржцы могут совершить путешествие на Восток, не покидая города

До февраля 2025 года петербуржцы могут совершить путешествие на Восток, не покидая города

Это стало возможно благодаря фестивалю искусств Востока Daira (14+), в программе которого — выставка, концерты, кинопоказы, научная конференция и лекции.

Сохраню и загадаю

В этом году фестиваль искусств Востока Daira проходит уже в восьмой раз. Как и прежде, Daira (от арабского «круг») символизирует единство людей разных национальностей, вероисповеданий и культур. Тема нынешнего проекта — соединение и многообразие культурных традиций в городском ландшафте.

Фестиваль открылся в октябре выставкой «POST экзотика», экспонатами которой стали уникальные текстильные образцы (вышивки, ­росписи на тканях, предметы одежды) из частных коллекций, представляющие наследие Центральной Азии и Ближнего Востока, а также художественные инсталляции, созданные при участии носителей культуры этих регионов, среди которых есть дети трудовых мигрантов и беженцы. Визуальный ряд выставки дополняют еще более необычные экспонаты — аудиозаписи личных историй молодых людей разных национальностей.

Звуковые образы, созданные авторами с именами Нур, Хусноро, Ислам, Камилла, Фаридун, Ясмина, Солиха, Мухаммад, Саид, Сабира, Шукрона и др., получились откровенными, удивляющими и порой драматичными. Вот только несколько фрагментов экспонатов-переживаний и экспонатов-мыслей.

Статья по теме:

До февраля 2025 года петербуржцы могут совершить путешествие на Восток, не покидая города

В залах Петербургского союза художников открылась выставка «Вдохновение Сяндемской обители»

«Нам говорят: свободная женщина постоянно заявляет о своих правах и может открыто одеваться. Я считаю, что у каждого свобода своя. Навязывать свою свободу другим женщинам неправильно. Снять хиджаб — это не значит быть свободной. Это и есть ущемление прав. Мне кажется, что феминизм должен объединять женщин, а не разъединять их».

«Я — та девушка, которая носит хиджаб, и это мой выбор. В этом году я поступала в медицинский колледж, и там нельзя носить хиджаб. Мы договорились так. Первого сентября я прихожу в хиджабе, а на занятиях ношу колпак и водолазку, чтобы прикрыть шею. Иногда приходится идти на компромисс, потому что получить образование — это тоже очень важно. Но ты продолжаешь сохранять свою религиозную идентичность, даже если во время обучения тебе приходится надевать вместо хиджаба колпак».

«Наш дом охраняли собаки. Одну собаку подстрелили в начале вой­ны, про вторую ничего не знаю. Еще жили птицы, много птиц — штук семь или даже десять: голубь, курица, ворона, чайка… Не помню, как они зовутся на русском. Мы их всех выпустили, перед тем как уехать. Во дворе нашего дома был фонтан, еще там росло банановое дерево. Что сейчас в доме в Судане, я не знаю. Там нет Интернета, нет связи, не с кем связаться. Я не знаю, есть ли еще наш дом».

«Я из Таджикистана. Там жарко, солнце, горы. Лисы и волки, все как полагается. Для меня защищенность — это когда тебя не сбивают с ног чужие слова».

«Меня зовут Ислам, я мусульманин. Я не собираюсь жениться на четырех женах, я не кричу на улице «Аллаху Акбар», не ношу нож в кармане. По пятницам я хожу в мечеть на коллективную молитву. Уступаю место в общественном транспорте. Я считаю, что мусульманин должен быть образованным и современным человеком. Мусульманин — это тот, рядом с которым безопасно».

Мы живем в эпоху постэкзотики, когда жители больших городов наблюдают соседство разных культур, традиций, ритуалов, — объясняет куратор выставки, визуальный антрополог Ксения Диодорова. — Встреча с новым и удивительным, чуждым и неведомым — часть нашей повседневности. Поэтому каждый шаг по городу — это путешествие, в том числе в экзотический мир Востока. Вот ­запах лепешки из тандыра, а здесь вам поставят ­китайские банки на пятки. В воздухе витает аромат масала-чая из ­йога-студии, где возле статуэтки Будды кружат суфийские танцы. Это и есть постэкзотика, которую мы стараемся показать на выставке.

Частью экспозиции стали костюмы фешн-перформанса «Сохраню и загадаю», который состоялся на открытии мероприятия. Посмот­рев его, зрители как бы заглянули в мир сакральных объектов и символов из сундука, где хранятся пять образов женщины, через которые прослеживается ее жизненный путь от юности до зрелости.

Читать также:
Государственному мемориальному музею обороны и блокады Ленинграда передали художественный портрет участника битвы за Ленинград

В образе ребенка скрыты «сабабы» — зашитые в ткань молитвы в люльке. В образе девушки-подростка — кувшин, с которым она ходит к роднику, где во время народного праздника ловит лягушек, наряжает их в специально сшитые яркие платья и штанишки и отпускает обратно в воду, чтобы не было засухи. Образ невесты рассказал о том, что, по традициям лакцев, новобрачная не берет с собой старую одежду, чтобы не навлечь беду на жениха. Поэтому перед свадьбой ее сестры и подруги шьют ей новый гардероб из тканей, подаренных суженым. В большой соломенной сумке матери — тяжесть быта и ответственность за продолжение рода. А в сундуке у бабушки хранится ткань для савана. И еще — четки, которые она передаст внучке, укрепляя связь девочки с традициями предков.

До февраля 2025 года петербуржцы могут совершить путешествие на Восток, не покидая города

ФОТО АВТОРА

Модели перформанса были одеты в одежду бренда дизайнера Зайнаб Сайдулаевой, раскрывающей духовное и бытовое наследие Дагестана и Востока.

Арабский джаз под черным дождем

Музыкальная часть фестиваля отк­роет для петербуржцев арабский джаз и иранскую традиционную музыку. Солисты иранского коллектива Fakhteh представят концертную ­программу «Пишро» («Прелюдия») и ознакомят зрителей с формой придворной музыки XIV – XVIII веков в Иране и Анатолии. Уникальная особенность программы — присутствие женского вокала, что позволит почувствовать связь с индийской тради­цией — ведь когда‑то индо-персидский мир был монолитным.

Кинопрограмма фестиваля «Ветер. Яблоки. Черный дождь» пройдет 16 и 17 ноября в пространстве «Севкабель Порт» (регистрация на него бесплатная).

В этом году мы покажем лучшие документальные ленты стран Ближнего и Дальнего Востока, отобранные из программы международного фестиваля документального кино «Докер» 2023 и 2024 годов, — рассказала специалист по кинематографу стран мусульманского региона и куратор кинопрограммы фестиваля Наталья Казурова. — Это полнометражные и короткометражные фильмы, которые позволят взглянуть на жизнь людей и современную культуру в странах мусульманского региона: Турции, Сирии, Пакистане, Афганистане, Бангладеш, Марокко, ОАЭ… Особое внимание в этом году посвящено Китаю. Показы проходят в формате кинематографического познания региона — с лекциями и обсуждениями, благодаря которым зритель может более глубоко понять ту или иную картину и страну.

В программу вошли 11 фильмов: «Колесо обозрения» (Турция), «Черный дождь в моих глазах» (Сирия), «Сладкие яблоки Кабула» (Иран), «Затишье после бури» (Пакистан), «Дело не в кетчупе» (ОАЭ), «Мора все еще здесь» (Марокко), «Против ветра» (Россия), «Это жизнь» (Китай), «Мос­ты Улуна» (Китай), «Тишина на озере» (Китай), «Переправа» (Россия).

Восточные истории

В рамках фестиваля пройдет цикл лекций, посвященный конструированию и сохранению культурных идентичностей в городском пространстве.

Доктор филологических наук профессор кафедры арабской филологии Восточного факультета СПбГУ Михаил Суворов провел детство в Адене — городе, расположенном в кратере потухшего вулкана. По­этому его рассказ об одном из самых космополитичных городов Аравийского полуострова будет интересен вдвойне и даст ответ на вопрос, почему сегодня многие аденцы тоскуют об утраченной «прекрасной эпохе». Специалист по истории Японии XVII – XIX вв. и российско-япон­ских отношений кандидат исторических наук Василий Щепкин прочитает лекцию «Открыт закрытый порт Иокогама: интернационализация Японии в городском пространстве», из которой слушатели смогут узнать, как менялись вкусы, привычки и кулинарные предпочтения японцев на примере этого города. Лекция кандидата исторических наук доцента кафед­ры истории стран Ближнего Востока Восточного факультета СПбГУ Александры Жевелевой «Güzel İzmir: плавильный котел османской Турции» — это рассказ о Смирне (современный Измир) — городе, который ведет свою историю с III тысячелетия до нашей эры.

Не останется без внимания и Северная столица. В заключительной лекции «Петербург — окно в Азию: Восток на берегах Невы» историк и путешественник Леонид Ланда расскажет о восточных акцентах в культурном ландшафте самого северного мегаполиса планеты.

Читайте также:

В Зелёном зале Всероссийского музея А. С. Пушкина работает выставка «Пушкин — душа России»

В архитектурной фотогалерее «Точка» открылась выставка «Архикадр-II: Казань постиндустриальная»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

НОВОЕ НА САЙТЕ