Это стало возможно благодаря фестивалю искусств Востока Daira (14+), в программе которого — выставка, концерты, кинопоказы, научная конференция и лекции.
Сохраню и загадаю
В этом году фестиваль искусств Востока Daira проходит уже в восьмой раз. Как и прежде, Daira (от арабского «круг») символизирует единство людей разных национальностей, вероисповеданий и культур. Тема нынешнего проекта — соединение и многообразие культурных традиций в городском ландшафте.
Фестиваль открылся в октябре выставкой «POST экзотика», экспонатами которой стали уникальные текстильные образцы (вышивки, росписи на тканях, предметы одежды) из частных коллекций, представляющие наследие Центральной Азии и Ближнего Востока, а также художественные инсталляции, созданные при участии носителей культуры этих регионов, среди которых есть дети трудовых мигрантов и беженцы. Визуальный ряд выставки дополняют еще более необычные экспонаты — аудиозаписи личных историй молодых людей разных национальностей.
Звуковые образы, созданные авторами с именами Нур, Хусноро, Ислам, Камилла, Фаридун, Ясмина, Солиха, Мухаммад, Саид, Сабира, Шукрона и др., получились откровенными, удивляющими и порой драматичными. Вот только несколько фрагментов экспонатов-переживаний и экспонатов-мыслей.
Статья по теме:
В залах Петербургского союза художников открылась выставка «Вдохновение Сяндемской обители»
«Нам говорят: свободная женщина постоянно заявляет о своих правах и может открыто одеваться. Я считаю, что у каждого свобода своя. Навязывать свою свободу другим женщинам неправильно. Снять хиджаб — это не значит быть свободной. Это и есть ущемление прав. Мне кажется, что феминизм должен объединять женщин, а не разъединять их».
«Я — та девушка, которая носит хиджаб, и это мой выбор. В этом году я поступала в медицинский колледж, и там нельзя носить хиджаб. Мы договорились так. Первого сентября я прихожу в хиджабе, а на занятиях ношу колпак и водолазку, чтобы прикрыть шею. Иногда приходится идти на компромисс, потому что получить образование — это тоже очень важно. Но ты продолжаешь сохранять свою религиозную идентичность, даже если во время обучения тебе приходится надевать вместо хиджаба колпак».
«Наш дом охраняли собаки. Одну собаку подстрелили в начале войны, про вторую ничего не знаю. Еще жили птицы, много птиц — штук семь или даже десять: голубь, курица, ворона, чайка… Не помню, как они зовутся на русском. Мы их всех выпустили, перед тем как уехать. Во дворе нашего дома был фонтан, еще там росло банановое дерево. Что сейчас в доме в Судане, я не знаю. Там нет Интернета, нет связи, не с кем связаться. Я не знаю, есть ли еще наш дом».
«Я из Таджикистана. Там жарко, солнце, горы. Лисы и волки, все как полагается. Для меня защищенность — это когда тебя не сбивают с ног чужие слова».
«Меня зовут Ислам, я мусульманин. Я не собираюсь жениться на четырех женах, я не кричу на улице «Аллаху Акбар», не ношу нож в кармане. По пятницам я хожу в мечеть на коллективную молитву. Уступаю место в общественном транспорте. Я считаю, что мусульманин должен быть образованным и современным человеком. Мусульманин — это тот, рядом с которым безопасно».
— Мы живем в эпоху постэкзотики, когда жители больших городов наблюдают соседство разных культур, традиций, ритуалов, — объясняет куратор выставки, визуальный антрополог Ксения Диодорова. — Встреча с новым и удивительным, чуждым и неведомым — часть нашей повседневности. Поэтому каждый шаг по городу — это путешествие, в том числе в экзотический мир Востока. Вот запах лепешки из тандыра, а здесь вам поставят китайские банки на пятки. В воздухе витает аромат масала-чая из йога-студии, где возле статуэтки Будды кружат суфийские танцы. Это и есть постэкзотика, которую мы стараемся показать на выставке.
Частью экспозиции стали костюмы фешн-перформанса «Сохраню и загадаю», который состоялся на открытии мероприятия. Посмотрев его, зрители как бы заглянули в мир сакральных объектов и символов из сундука, где хранятся пять образов женщины, через которые прослеживается ее жизненный путь от юности до зрелости.
В образе ребенка скрыты «сабабы» — зашитые в ткань молитвы в люльке. В образе девушки-подростка — кувшин, с которым она ходит к роднику, где во время народного праздника ловит лягушек, наряжает их в специально сшитые яркие платья и штанишки и отпускает обратно в воду, чтобы не было засухи. Образ невесты рассказал о том, что, по традициям лакцев, новобрачная не берет с собой старую одежду, чтобы не навлечь беду на жениха. Поэтому перед свадьбой ее сестры и подруги шьют ей новый гардероб из тканей, подаренных суженым. В большой соломенной сумке матери — тяжесть быта и ответственность за продолжение рода. А в сундуке у бабушки хранится ткань для савана. И еще — четки, которые она передаст внучке, укрепляя связь девочки с традициями предков.
ФОТО АВТОРА
Модели перформанса были одеты в одежду бренда дизайнера Зайнаб Сайдулаевой, раскрывающей духовное и бытовое наследие Дагестана и Востока.
Арабский джаз под черным дождем
Музыкальная часть фестиваля откроет для петербуржцев арабский джаз и иранскую традиционную музыку. Солисты иранского коллектива Fakhteh представят концертную программу «Пишро» («Прелюдия») и ознакомят зрителей с формой придворной музыки XIV – XVIII веков в Иране и Анатолии. Уникальная особенность программы — присутствие женского вокала, что позволит почувствовать связь с индийской традицией — ведь когда‑то индо-персидский мир был монолитным.
Кинопрограмма фестиваля «Ветер. Яблоки. Черный дождь» пройдет 16 и 17 ноября в пространстве «Севкабель Порт» (регистрация на него бесплатная).
— В этом году мы покажем лучшие документальные ленты стран Ближнего и Дальнего Востока, отобранные из программы международного фестиваля документального кино «Докер» 2023 и 2024 годов, — рассказала специалист по кинематографу стран мусульманского региона и куратор кинопрограммы фестиваля Наталья Казурова. — Это полнометражные и короткометражные фильмы, которые позволят взглянуть на жизнь людей и современную культуру в странах мусульманского региона: Турции, Сирии, Пакистане, Афганистане, Бангладеш, Марокко, ОАЭ… Особое внимание в этом году посвящено Китаю. Показы проходят в формате кинематографического познания региона — с лекциями и обсуждениями, благодаря которым зритель может более глубоко понять ту или иную картину и страну.
В программу вошли 11 фильмов: «Колесо обозрения» (Турция), «Черный дождь в моих глазах» (Сирия), «Сладкие яблоки Кабула» (Иран), «Затишье после бури» (Пакистан), «Дело не в кетчупе» (ОАЭ), «Мора все еще здесь» (Марокко), «Против ветра» (Россия), «Это жизнь» (Китай), «Мосты Улуна» (Китай), «Тишина на озере» (Китай), «Переправа» (Россия).
Восточные истории
В рамках фестиваля пройдет цикл лекций, посвященный конструированию и сохранению культурных идентичностей в городском пространстве.
Доктор филологических наук профессор кафедры арабской филологии Восточного факультета СПбГУ Михаил Суворов провел детство в Адене — городе, расположенном в кратере потухшего вулкана. Поэтому его рассказ об одном из самых космополитичных городов Аравийского полуострова будет интересен вдвойне и даст ответ на вопрос, почему сегодня многие аденцы тоскуют об утраченной «прекрасной эпохе». Специалист по истории Японии XVII – XIX вв. и российско-японских отношений кандидат исторических наук Василий Щепкин прочитает лекцию «Открыт закрытый порт Иокогама: интернационализация Японии в городском пространстве», из которой слушатели смогут узнать, как менялись вкусы, привычки и кулинарные предпочтения японцев на примере этого города. Лекция кандидата исторических наук доцента кафедры истории стран Ближнего Востока Восточного факультета СПбГУ Александры Жевелевой «Güzel İzmir: плавильный котел османской Турции» — это рассказ о Смирне (современный Измир) — городе, который ведет свою историю с III тысячелетия до нашей эры.
Не останется без внимания и Северная столица. В заключительной лекции «Петербург — окно в Азию: Восток на берегах Невы» историк и путешественник Леонид Ланда расскажет о восточных акцентах в культурном ландшафте самого северного мегаполиса планеты.
Читайте также:
В Зелёном зале Всероссийского музея А. С. Пушкина работает выставка «Пушкин — душа России»
В архитектурной фотогалерее «Точка» открылась выставка «Архикадр-II: Казань постиндустриальная»