Наша газета продолжает серию публикаций о фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина. Сегодня рассказываем о фотографиях, которые показывают, как праздновали памятные даты, связанные с поэтом, и начальную историю самого музея.
Яна Пономарева, хранитель фонда документальной фотографии, с естественным трепетом музейщика достает из шкафа альбом с несколькими десятками фотографий. На коленкоровой обложке нет никаких тиснений, которые пояснили бы назначение собранных снимков. В музейных инвентарях он называется «Альбом Всесоюзной пушкинской выставки 1937 года». Известно, что одним из авторов был фотограф Александр Хлебников. Судя по тому, что на снимках нет публики, но зафиксированы рабочие моменты подготовки выставки, приуроченной к 100‑летней годовщине со дня смерти Пушкина, это была фотофиксация для потомков. Выставка была грандиозной даже по современным представлениям: 5,6 тысячи экспонатов из 102 музеев, архивов и библиотек.
Фасад здания Государственного исторического музея, выходящего на Красную площадь, украшала огромная репродукция портрета Пушкина с картины Василия Тропинина. На следующем фото — «Парадные сени» музея, оформленные плакатами в духе того времени: «Да здравствует братский союз народов Союза ССР!» и «XIX Октябрь». Они резко контрастируют с росписью на потолке «Родословное древо государей Российских». Это произведение было создано в 1883 году художником Фомой Тороповым и его бригадой. В литературе встречается упоминание, что роспись была закрашена в 1937 году. Вероятно, это неточность: пушкинская выставка работала с 16 февраля 1937 года по 16 февраля 1938 года. Следовательно, закраска произошла позднее (роспись была полностью отреставрирована в 1997 году).
Хранитель обращает внимание еще на несколько фотографий. В первом зале была установлена большая гипсовая модель памятника Пушкину — монументальный образ трагического поэта. Она создана скульптором Сергеем Меркуровым и позже была представлена им на всесоюзный конкурс памятника для Пушкинской площади в Ленинграде. В итоге ни один проект не был реализован. Но работа Меркурова не канула в Лету. В феврале 1941 года отливка из железобетона была установлена в селе Большое Болдино. В 1949 году бронзовый памятник украсил Магнитогорск. Наконец, в 2001‑м, почти через полвека после ухода Меркурова, скульптор Юрий Смирнов по модели старшего коллеги создал в Железноводске памятник из цемента и мраморной крошки.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Среди скульптур на выставке находилась модель памятника «Пушкин — лицеист» Роберта Баха для Лицейского сквера в Царском Селе. Памятник был открыт в 1900 году. Модель находится в собрании Всероссийского музея А. С. Пушкина.
На других снимках хорошо видны последний прижизненный портрет Гавриила Державина, созданный в 1815 году художником Александром Василевским, картины «Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 г.» Ильи Репина, «Прощание А. С. Пушкина с морем» Ивана Айвазовского в соавторстве с Ильей Репиным и другие работы.
После закрытия выставки советское правительство решило организовать на ее основе Государственный музей А. С. Пушкина. Но только в 1949 году удалось реализовать это решение в Ленинграде под названием Всесоюзный музей А. С. Пушкина.
Хранитель фонда фотографии показывает еще несколько редких снимков. 26 мая 1899 года, в 100‑летие со дня рождения поэта, Василий Левитский, служивший в Московском главном архиве МИД, сфотографировал панораму Страстной площади (верхний снимок справа). Люди толпятся вокруг памятника Пушкину, зеваки вышли на балконы окружающих домов. В тот же день другой фотограф — Роман Бродовский, известный автор портретов сыновей Пушкина, сделал снимок той же площади с другой точки. Отпечаток любопытен как ранний образец ретуши: для четкости обведены тушью памятник и человек в толпе, получившийся нерезко.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Александр Пушкин, старший сын поэта, и Лев Павлищев, племянник, увековечены на снимке, сделанном Карлом Буллой в те же праздничные дни в псковских Святых Горах. Двоюродным братьям, генералу и писателю, почти ровесникам, под семьдесят, держатся они браво.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Снимок Михаила Прехнера, советского фоторепортера, погибшего в первые месяцы Великой Отечественной войны в возрасте 30 лет, называется «Пушкинские Горы» и неожиданно отсылает к Всесоюзной выставке 1937 года. На обратной стороне отпечатка карандашом сделана пометка: «На стене под барельефом Ленина». Это указание на расположение снимка на выставке.