ДомойКультура и искусствоПамять о великом дирижёре: 2 ноября исполняется ровно год, как не стало маэстро Юрия Темирканова

Память о великом дирижёре: 2 ноября исполняется ровно год, как не стало маэстро Юрия Темирканова

Что же делается для увековечения его памяти?

В день годовщины в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии состоится концерт Заслуженного коллектива России (ЗКР) Академического симфонического оркестра Филармонии под управлением его нынешнего главного дирижера Николая Алексеева, солистка — пианистка, выступавшая с Темиркановым, Елизавета Леонская (6+). В Малом зале Филармонии в этот же день откроется выставка «Юрий Темирканов. Мгновения…» (6+). 3 ноября в ее пространстве пройдет открытая встреча с концертмейстером ЗКР Львом Клочковым, получившая название «Юрий Темирканов. Непрошедшее время» (6+). В Мариинском театре 2 ноября будет показана опера Чайковского «Евгений Онегин» (6+) в легендарной постановке прославленного дирижера. А на сайте Международного фонда культурных инициатив маэстро Темирканова откроется «Виртуальный музей».

Фигура маэстро до сих пор как будто является частью нашего настоящего, ощущается, как что‑то близкое, словно бы и не прошел год, как его нет с нами, и почти четыре — со дня его последнего концерта 12 января 2020 года. А до этого со дня своего дебюта в 1967 году с Заслуженным коллективом Республики симфоническим оркестром Ленинградской филармонии Юрий Темирканов свыше 50 лет являлся неотъемлемой частью музыкального сознания петербургских слушателей. Более 35 лет он руководил Заслуженным коллективом России, избранный на этот пост в 1988 году по результатам голосования оркестра! Чуть ли не единственный такой случай в нашей стране.

Статья по теме:

Память о великом дирижёре: 2 ноября исполняется ровно год, как не стало маэстро Юрия Темирканова

Мариинская филармония в начале сезона. Оркестр под управлением Валерия Гергиева представил пять программ

Молодое поколение помнит уже последнее десятилетие этого периода, филармоническую «осень патриарха», когда жест его стал более сдержанным, а интерпретации (сам Юрий Хатуевич не любил этого слова) философско-­умудренными. Моему поколению еще памятен не только весь его срок руководства Заслуженным коллективом, но и не менее яркий период в Кировском театре, когда он поставил и как дирижер, и как режиссер оперы «Евгений Онегин» и «Пиковую даму», исполнил «Мертвые души» Щедрина, трилогию Андрея Петрова, «Войну и мир» Прокофьева. За «Онегина» он получил одну из своих Государственных премий.

Слушатели старшего поколения помнят 1970‑е годы с Академическим симфоническим оркестром (вторым оркестром Филармонии, которым он тоже руководил), когда маэстро ворвался на петербургский музыкальный олимп с новыми программами, своим «новым словом», когда произведения, им исполненные, обретали необыкновенную актуальность для слушателя.

Темиркановым восхищались разные люди: и те, кто стоял у власти, и простые слушатели. Он не был обделен наградами: полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (1998, 2003, 2008, 2013), народный артист СССР, лауреат Государственных премий и премии президента России, он был обладателем еще множества наград. Его слава выплеснулась на международную арену: Темирканов возглавлял и Лондонский королевский филармонический оркестр, и Балтиморский симфонический, являлся приглашенным дирижером Дрезденского филармонического и оркестра Датского радио, музыкальным директором Театра Реджио в Парме, выступал с лучшими симфоническими оркестрами мира.

Читать также:
Русский музей приглашает полюбоваться произведениями Василия Сурикова

И тем не менее главным для него всегда оставался Ленинград — Петербург, он по праву был почетным гражданином нашего города. Его концерты и спектакли становились заметными вехами музыкальной истории, переворачивали судьбы, остались в памяти многочисленных почитателей его таланта и просто слушателей, случайно забредших на концерт. Но музыкальное исполнительское искусство очень непрочно, оно не передается в полной мере видео- и аудиозаписями, хотя их у Темирканова осталось немало. Пройдет еще несколько лет или десятилетий, и постепенно живые воспоминания вместе с их носителями будут уходить в прошлое. Удержать память о выдающейся личности призваны материальные объекты, фиксирующие ее навечно. К сожалению, в этом направлении пока ничего не происходит: нет ни мемориальной доски на фасаде Филармонии, ни памятника, ни музея, ни даже зала. Пока нам предлагают временную выставку на основе фондов библиотеки Филармонии и «Виртуальный музей». Конечно, это хорошо, но не хотелось бы, чтобы виртуальный музей стал заменой реальному, а временная выставка — постоянной экспозиции. А ведь сейчас пока есть возможность выкупить квартиру Темирканова, где все еще находятся его мемориальные вещи, собрать фонд хранения фотографий, партитур, записей либо под эгидой какого‑то из уже существующих в Петербурге музеев, либо соз­дать новый (потому что у самой Санкт-Петербургской филармонии тоже нет своего музея). Ведь музей — это именно хранение, изучение, показ, поэтому нематериальный, виртуальный музей реального заменить никак не сможет.

Недавно я побывала в Красноярске, где в октябрьские дни как раз проходит фестиваль Дмитрия Хворостовского. Там не только поставили памятник певцу, но теперь и театр оперы и балета, и аэропорт, и Институт искусств носят имя Хворостовского, в краеведческом музее в усадьбе Юдина певцу посвящено несколько залов. Будет ли хоть что‑то названо именем Темирканова в Петербурге? Конкурс, фестиваль, музыкальный колледж? Появится ли музей, зал, памятник или хотя бы мемориальная доска? На эти вопросы у меня нет ответа.

Читайте также:

Связи, проверенные временем. Во Владикавказе открылся Культурный центр Мариинского театра

Симфонический оркестр Мариинского театра отправился во Владивосток

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

НОВОЕ НА САЙТЕ