Гран-при Сан-Паулу, вероятнее всего, стал ключевым этапом всего чемпионата мира 2024 года для двух сильнейших гонщиков сезона — Макса Ферстаппена и Ландо Норриса. Вот только если первый после финиша кричал в микрофон: «Это просто восхитительно!» — а вскоре уже купался в поздравлениях команды Red Bull, да и вообще сиял, словно юниор, впервые в жизни чего-то добившийся, то второй ничего не говорил. А ведь весь ход бразильского этапа однозначно толкал к мысли, что все будет ровно наоборот.
Что это Норрис будет ликовать, а Ферстаппен — в лучшем случае философски рассуждать о том, что всякое бывает и ничего еще не решено.
А ведь решалось в Бразилии многое. К гонке Ферстаппен и Норрис подошли в ситуации, когда их разделяло 47 очков. Вроде бы достаточно много. Однако с учетом того, что Ферстаппен не выигрывал на протяжении десяти этапов, и того, что Норрис, располагающий заметно более быстрой машиной, пусть не теми темпами, которыми ему бы хотелось, но все же отгрызал от отставания от лидера кусок за куском, голландцу было достаточно лишь один раз допустить грубую осечку, чтобы отдать все козыри сопернику. И в Сан-Паулу, казалось, этот момент наступил.
У Ферстаппена все пошло наперекосяк с самого начала. Команда решила заменить на его машине силовую установку, а поскольку лимит на такие замены Red Bull давно уже превысил, голландцу заранее выписали штраф в пять мест на стартовом поле. В субботнем спринте, который выиграл Норрис (его партнер по команде Оскар Пиастри по команде из боксов просто пропустил его вперед), Ферстаппен пытался частично минимизировать потери, стал третьим, но за нарушение правил снова получил штраф и откатился на четвертое место (напомним, что на предыдущем этапе в Мексике Ферстаппену выписали два штрафа по 10 секунд).
Ну а настоящая беда случилась в квалификации. Лэнс Стролл (Aston Martin) под занавес второго сегмента разбил машину, стюарты вывесили красные флаги и лишили Ферстаппена шанса попасть даже в третий сегмент.
В итоге он довольствовался 12-м местом, а с учетом вышеупомянутого штрафа и вовсе вынужден был стартовать с 17-й позиции. Норрис при этом стоял на старте первым. То есть вот она, расстановка из серии «оранжевые начинают и выигрывают».
Да, в «Формуле-1» бывало, что гонщик, начинавший с хвоста пелотона, в итоге приезжал первым. Тот же Ферстаппен проделывал такой трюк в 2022 году в Бельгии, где победил, несмотря на то что стартовал только 12-м. А еще были триумфы Михаэля Шумахера и Джеки Стюарта. Первый в 1995-м в той же Бельгии конвертировал в победу старт с 16-го места, второй в 1973-м победил в ЮАР, начав также с 16-й позиции. В 2005-м Кими Райкконен выигрывал с 17-го места (Япония), а Рубенс Баррикелло — в 2000-м с 18-го (Германия). Наконец, рекорд всех времен принадлежит Джону Уотсону. Британец в 1983-м в США начал гонку с 22-го места, а приехал первым. Но, как видно, такие грандиозные камбэки чрезвычайно редки, и предположить, что Ферстаппену удастся его провернуть, было совершенно невозможно.
Но он провернул. Что в этом грандиозном успехе было первично — его высочайший уровень как гонщика или стечение обстоятельств,— вопрос, возможно, дискуссионный. Те, кому Ферстаппен импонирует, безусловно, будут придерживаться первого варианта.
Ну ведь и правда, уже на старте голландец отыграл несколько позиций, а затем под проливным дождем (умение гонять в такую погоду и отличает настоящего мастера) совершал обгон за обгоном. Это было чрезвычайно яркое выступление.
Те, кто Ферстаппена недолюбливает, а таких тоже в достатке, непременно укажут на то, что ему повезло. Отрицать, что фортуна после всех своих капризов повернулась к Ферстаппену лицом, трудно. Ведь как вовремя для Ферстаппена Франко Колапинто разбил свой Williams и спровоцировал появление красных флагов. Уже побывавший к тому моменту в боксах Норрис тогда спросил у своей команды: «Выходит, те, кто еще не заезжал, теперь получат бесплатный пит-стоп?» Он прекрасно знал ответ на этот вопрос, но все равно спросил. «Получат»,— ответили ему. Среди получивших преимущество оказался и Ферстаппен.
Может, в Red Bull ждали этих красных флагов, что в дождевой гонке разумно, может, вообще, чем черт не шутит, намеревались ехать без пит-стопов (в дождь правилами это допускается), но, как бы ни было, после рестарта заезда Ферстаппен оказался вторым, позади Эстебана Окона и впереди Пьера Гасли (гонщики Alpin и сами не поняли, как очутились во главе пелотона, и еще больше удивились, что сумели там остаться до конца гонки: Окон и Гасли заняли второе и третье места). Ну а Норрис застрял на пятом месте. Чуть погодя в стену улетел уже Карлос Сайнс. Опять появилась машина безопасности, опять рестарт с хода, и в этот раз Ферстаппен Окона обошел. И больше его никто не видел, потому как, получив простор, голландец просто улетел вперед, штампуя один быстрейший круг за другим.
Ну а Норрис каким-то чудом не выбыл из гонки сам, откатился на седьмое место, поднялся на шестое за счет того, что Пиастри снова по приказу команды пропустил его вперед.
И собственно, больше ничем он в этой гонке не запомнился. И разумеется, у него есть повод жаловаться на невезение — если не фактический, то эмоциональный. И можно сетовать на правило, допускающее смену резины под красными флагами, что он с упоением и делал, утверждая, что всем это правило не нравится, но его все равно не отменяют. Но в первую очередь ему нужно бы все-таки научиться хотя бы стартовать. Для гонщика, претендующего на титул, это все же важное умение. Ведь если бы Норрис снова не упустил поул и не отдал лидерство Расселу, то, скорее всего, именно он и выиграл бы эту гонку. То есть подобрался бы еще ближе к Ферстаппену. Ну а так у голландца теперь образовался отрыв в 62 очка. И это всего за три гонки до финиша.
На кону остается всего 86 очков. И если через три недели в Лас-Вегасе Ферстаппену удастся сделать так, что от его перевеса сохранится не менее 60 очков, он досрочно оформит четвертый в своей карьере чемпионский титул. Сценарий не самый вероятный, реализуемый, только если сам Ферстаппен выиграет, а Норрис не поднимется выше девятого места, но вполне возможный.