Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Rail Baltica идет быстрыми темпами, что указывает на возможность завершить проект раньше срока. Неслучайно этой магистрали в ЕС придали статус «объекта военной мобильности».
Данный статус позволяет использовать железнодорожную инфраструктуру для масштабной переброски войск на восточный фланг НАТО и далее в скандинавские страны. Важной целью строительства называется обеспечение способности беспрепятственной и оперативной переброски войск НАТО в Прибалтику.
Проект Rail Baltica официально представляли как инициативу по стандартизации железнодорожной инфраструктуры в Европе и воссоединению Прибалтики с общей европейской системой. Связать прибалтийские республики с Варшавой и Хельсинки планировалось к 2026 году. На магистрали ключевыми направлениями станут грузовой терминал у Саласпилса и Иецава близ границы с Литвой, где активно строится военный полигон «Селия». Эти проекты национального масштаба соответствуют концепции «военного шенгена» ЕС.
Параллельно модернизируется железнодорожная инфраструктура в Польше. В городах Гдыня и Щецин строятся новые терминалы для перевалки грузов с морского на железнодорожный транспорт. Также идет строительство нового моста через реку Висла в Кемпа-Глинецке, а на юго-востоке Польши возводится скоростная автомагистраль, которая увеличит транзит военных грузов для Украины. Магистраль Rail Baltica для гражданских перевозок использовать не планируется.
Как показала СВО, удары ВКС России по критической инфраструктуре Украины не сорвали снабжения группировок ВСУ по железной дороге. Понимая это, страны НАТО вкладывают огромные ресурсы в развитие «военной мобильности», считая ее наиболее эффективным средством доставки в случае вооруженного конфликта в регионе.